Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?

Актуальность проблемы профилактики травли (буллинга) заключается в том, что на сегодняшний день данное явление не только продолжает существовать в школах, иных образовательных учреждениях, но и приобретает новые виды и формы, такие как, например, кибербуллинг.

Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.
– Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе,постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
– По утрам часто придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия;
– Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне, в  поведении просматриваются резкие перемены в настроении
– У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством.
– Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
– Выпрашивает или тайно берет деньги,  не объясняя причину.
-Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.

Рекомендации:

  1. Нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Когда ребенок оказывается в ней, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим у него нет.
  2. Ни в коем случае нельзя обвинять жертву. То есть говорить, что ребенок сам виноват, потому что у него голубые глаза или лишний вес, и оправдывать этими факторами поведение агрессора запрещено.
  3. Нужно поговорить с ребенком, при этом, называть вещи своими именами, дать понять, что вы полностью на его стороне и что сложившаяся ситуация — не его вина. Нужно научить ребенка, что во многих ситуациях первым шагом в борьбе может стать веское слово «Нет». Можно предварительно дома поработать над навыком ребенка отказывать и уверенно ставить рамки и границы.
  4. Донести всю серьезность проблемы до классного руководителя.
  5. Если классный руководитель отказывается брать на себя ответственность за отношения между детьми в классе, можно попробовать найти любого другого значимого взрослого. Это может быть учитель-предметник, школьный психолог или завуч. Выстраивая отношения с учителем, вы в первую очередь призываете его к наблюдению за ситуацией, и к совместному конструктивному решению.
  6. Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается. Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
  7. Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.