Ребенок идет в школу

 

 

 

 

 

 

 

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»  

детский психолог Л.А. Венгер

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.

Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать причиной затруднений в обучении, в поведении и общении со сверстниками.

Физиологическая готовность ребенка к школе – означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Организм ребенка должен приобрести определенный уровень физиологической зрелости, позволяющей поддерживать стабильную учебную деятельность. Важно понимать, что наличие хронических заболеваний у ребенка не позволяет осуществить успешное прохождение образовательной программы.

Критерии физиологической готовности ребенка к школе:

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
  • пропорции тела (Филиппинский тест);
  • смена зубов.

Физиологические:

  • крупная моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);
  • мелкая моторика (согласованные произвольные движения рук, развитая координация «глаз-рука», списывание букв и чисел, завязывание узла, рисование человека, уверенное владение карандашом и ножницами);
  • работоспособность (усидчивость – способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому.

Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. С этой целью каждый ребенок перед поступлением в школу должен в обязательном порядке пройти медицинское обследование, включающее осмотр врачей-специалистов: педиатра, невролога, хирурга детского, стоматолога детского, травматолога-ортопеда, офтальмолога, отоларинголога, психиатра детского, акушера гинеколога/уролога-андролога детского (девочки\мальчики).  На основании обследования дается заключение о физиологической (функциональной) готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок считается готовым к обучению в школе, если по своему физическому и биологическому уровню развития он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то следует подумать об обучении по специальной коррекционной программе (или в специальной коррекционной школе), предусматривающей особенности его здоровья.

Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает  соблюдение и понимание необходимости  основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

 

Психологическая готовность ребенка к школевключает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Внимание: Произвольное внимание – способность удерживать внимание на сознательно выполняемой задаче в течение 15-20 минут.

Память: Произвольная память –  способность сознательного запоминания необходимого материала. Запоминание 10-12 картинок. Воспроизведение по памяти стихов, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. Осмысленный пересказ текста из 4-5 предложений.

Мышление: развитие образного и словесно-логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.).

Речь: Иметь достаточный словарный запас. Строить сложные предложения разных видов; Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки.

Личностная и социальная готовность •  социальная зрелость –  способность ребенка выполнять социальную роль школьника, т.е. эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
Эмоционально-волевая готовность

•   наличие учебной мотивации (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

•   умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание)

·  достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижение количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения,

·         умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

·         Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

Уровень психологической готовности к школе определяет специалист-психолог.

 

Важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу  имел правильные представления о себе и имел адекватную самооценку. Для этого с раннего возраста необходимо

– в детско-родительских отношениях: ребенок должен расти в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

– в отношениях ребенка со сверстниками: создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

– расширять и обогащать индивидуальный опыт ребенка –  чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

– развивать способность анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Рекомендации по адаптации ребенка к первому классу в школе:

  • Не менее, чем за три месяца начните плавно подгонять режим дня ребенка к новому распорядку.
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам.
  • При прощании с ребенком не акцентируйте внимание на фразах: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.д. Лучше пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  • После школы встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, не начинайте разговор с фразы «Что ты сегодня получил?». Дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.
  • После школы ребенку необходим отдых в течение 2-3 часов, не пренебрегайте дневным сном. Лучшее время для подготовки домашнего задания – с 15 до 17 часов.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут «перемены» – желательно подвижной.
  • Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: «Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу». Похвала, даже если что-то не получается, необходима.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
  • Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
  • Акцентируйте внимание ребенка на самом процессе обучения, а не на оценках. «В школе так интересно!», «Ты узнаешь много нового», «У тебя появятся новые друзья» и т.д.
  • Избегайте при ребенке разговоров о школе в негативном ключе. Например,  «бедный, у него закончилось детство», «учиться будет тяжело», и т.д. Даже в шутку не пугайте школой.
  • Готовьтесь к школе вместе с ребенком. Покупайте школьные принадлежности, портфель, форму вместе с ребенком, учитывая его интересы и вкус. Но, помните, что ребенка необходимо правильно сориентировать в процессе его выбора, чтобы избежать излишних игровых моментов.
  • Сходите с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так ребенок быстрее привыкнет к новому месту.
  • Играйте с ребенком в школу. Пусть все игрушки пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).
  • Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Научите ребенка ориентироваться по часам (желательно механическим, со стрелками).
  • Подберите игры на развитие памяти и внимания, в которые можно играть, например, по дороге в детский сад, магазин.
  • Следите за сбалансированностью питания ребенка.
  • Обеспечьте ребенку адекватное развивающее пространство – рабочее место.

Рекомендации по организации рабочего места первоклассника

 1. Посадка– дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола.

Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий.

2.Положение карандаша – карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

3.Положение тетради – тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди, расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.

4.Положение рук при письме – руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке ,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

  1. Хорошая освещенность рабочего места – лампа должна находится с левой стороны от ребёнка (для правшей).
  2. Письменный стол– в первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом “прямой угол”. Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй – в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.

 

 

 

 

«Рис.1. Правильное (а) и неправильное (б – г) положение тела ребенка за партой и письменным столом»

 

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Чтобы проверить, насколько Ваш ребёнок готов к школьному обучению, предлагаем заполнить анкету.

Ниже предлагаются утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребёнка. Необходимо ответить на каждый вопрос.

Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

Верно ли утверждение… Да Нет Не знаю
1 Мой ребёнок очень хочет учиться в школе
2 Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте
3 Мой ребёнок легко работает с мозаикой
4 У моего ребёнка иногда сильно кружится голова
5 Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёный цвета
6 Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за контуры картинки
7 Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне
8 Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги
9 Мой ребёнок умеет читать по слогам
10 Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 10 и обратно
11 Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 100
12 Мой ребёнок говорит чётко, правильно, произнося все звуки в словах
13 Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю
14 Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми
15 Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним
16 Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно
17 Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили
18 Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)
19 Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки
20 В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе
21 Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было
22 Мой ребёнок знает, как называется страна и город, в котором он живёт
23 Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания
24 Мой ребёнок — хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы
25 Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии (книгах для взрослых)
26 Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться
27 Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на русском языке, от иностранной
28 Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений
29 Иногда мой ребёнок плачет, говоря, что у него ничего не получается
30 Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку
31 Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу
32 Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер
33 Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему
34 Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся
35 Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику (конструктор «Л его»)
36 Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже
37 Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений
38 Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)
39 Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами
40 На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в и
41 Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (например, гуляет с собакой, кормит рыбок, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т. д.)
42 Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой
43 Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза
44 Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит ему купить портфель, тетради
45 У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение

 

Обработка анкеты

Обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте общее количество совпадений.

Ответ «да»: 1; 3; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 27; 28; 32; 34; 35; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45;

Ответ «нет»: 2; 4; 7; 13; 14; 15; 26; 29; 30; 31; 33; 36; 37;

 

Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты.

Если она составляет 40—45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься; 30—39 баллов — ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов; менее 30 баллов — возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе.

Если вы набрали менее 35 баллов, рекомендуется посетить психолога.

 

Е.М. Лазарева, врач, психолог