Когда нужно обращаться к логопеду
Когда нужно обращаться к логопеду
« К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет» – не верьте этому утверждению.
Когда ребенку исполняется 4-5 лет, уже можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д.
Однако в возрасте до года уже можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Почти все речевые нарушения связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. Человеческий мозг бурно развивается в раннем возрасте, поэтому, именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Следует обратиться к логопеду, который специализируется на работе с малышами, т.е. специалисту по ранней детской коммуникации.
Профосмотр у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1 года.
Речь в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.
Когда стоит начинать беспокоиться?
- Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…) – обратитесь к логопеду, неврологу, неонатологу, сурдологу.
- Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – обратитесь к логопеду, возможно, это сенсорное нарушение;
- Если в 1,5-3 года ребенок «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» – обратитесь к логопеду, возможно, это моторное нарушение;
- Если ребенок, который начал хорошо говорить, вдруг внезапно замолчал – срочно обратитесь к логопеду, психологу и неврологу;
- Если ребенок вдруг начал заикаться – обратитесь к логопеду и психологу;
- Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» – обратитесь к логопеду и психологу. В одном случае у ребенка может быть дизартрия, в другом случае, могут быть психологические проблемы;
- Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию) – обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся;
- Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом после второй учебной четверти – обратитесь к логопеду, психологу и неврологу. Возможно, у ребенка дисграфия или проблемы с усвоением школьной программы;
- Если у ребенка, после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга» и др.) начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек и др. – бегом к логопеду и к неврологу.
Родители должны помнить – речевое развитие ребенка прежде зависит от того, насколько они внимательно и бережно относятся к своим детям.
Заведующая отделением ВЛ Е.М. Лазарева