Особенности привязанности недоношенного младенца к матери - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница №9" город Хабаровск

Особенности привязанности недоношенного младенца к матери

Особенности привязанности недоношенного младенца к матери

Согласно концепции привязанности  Дж. Боулби,  ранние отношения между матерью и младенцем необычайно важны.  Основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери.  Формирующаяся привязанность дает ребенку возможность развиваться и познавать окружающий мир, позволяет ему учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких и чужих.

Установлены некоторые закономерности формирования привязанности матери к ребенку еще в период беременности. За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние,   называемое «первичная материнская озабоченность». Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности.

  Несмотря на то что ребенок рождается беспомощным и неумелым, он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности. Способность ребенка привлекать свою маму и способности новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша.

Но, малыш может родиться раньше времени. Современные медицинские технологии позволяют выхаживать даже глубоко недоношенных младенцев. Преждевременное рождение ребенка – сильный стресс для семьи. Родители могут оказаться неготовыми к этому. Негативное эмоциональное состояние родителей, и, прежде всего, матери, несомненно влияет на формирование привязанности у младенца.

Известно, что недоношенные дети также, как и дети, рожденные в срок, обладают хорошей потенциальной способностью к базальному эмоциональному реагированию. По некоторым данным, такие младенцы по срокам формирования  отношений с близкими взрослыми, не отстают от своих доношенных ровесников. Тем не менее, раннее разлучение с матерью,   “сверхзабота” в стационаре, влияние особого “стереотипа недоношенного” могут стать причиной   формирования некачественной “избегающей” или “тревожно-амбивалентной”  привязанности к матери.

Как и в случае формирования привязанности у доношенных детей,   нарушения привязанности у недоношенных младенцев зависят от особенностей поведения их матерей. В связи с этим, близким молодой мамы и специалистам необходимо уделять особое внимание эмоциональному состоянию матери.

Мать ребенка, рожденного раньше срока находится в стрессовом состоянии и бывает неспособной на качественное эмоциональное реагирование, дающее ребенку ощущение   силы, заботы, уверенности.

Мама может чувствовать себя совсем ненужной своему ребенку, находящемуся в отделении интенсивной терапии.  Даже если мама имеет возможность посещать ребенка, он совсем не так, как ребенок, рожденный в срок, реагирует на ее присутствие. Это может только усилить ощущение ненужности и затруднить формирование отношений в дальнейшем.

В первые два-три месяца после рождения недоношенного малыша большинство матерей испытывают чувство вины за происшедшее, страх потерять ребенка.

Стремление матери приложить все усилия, чтобы малыш вырос крепким и здоровым, часто приводит к сверхопеке, к излишнему доминированию матери в процессе ухода за ребенком.

Исследования показывают, что у матерей недоношенных детей чаще возникают затруднения в определении причин плача младенцев, значительно длиннее время отклика на знаки ребенка, снижена эффективность успокоения малыша и повышена раздражительность по поводу детского плача.

Неблагоприятное эмоциональное состояние матери также приводит к значительному обеднению физических, визуальных, голосовых и игровых контактов с ребенком.

Трудности с формированием привязанности могут привести к развитию поведенческих и эмоциональных проблем у ребенка. То, как с ребенком обращаются его близкие, имеет огромное влияние на все компоненты развития, включая физическое здоровье, регуляцию поведения, самооценку, способность к близким отношениям и взрослое личностное функционирование.

Первое препятствие, которое необходимо будет преодолеть родителям – это примирение с фактом рождения недоношенного ребенка, нуждающегося в интенсивном уходе.

Второй задачей является установление активных качественных отношений с ребенком.

Третья задача родителей – это научиться воспринимать недоношенность своего ребенка как временное состояние.

Дети, родившиеся преждевременно, нуждаются в комплексной медико-психологической помощи с первых дней жизни. Очень важно  проконсультироваться с  детским (перинатальным) психологом, специалистом ранней помощи, владеющими навыками коммуникации и игрового взаимодействия с ребенком раннего возраста.   Именно специальные методы общения и игры, позволят вам создать наиболее благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и компенсировать все те трудности, с которыми ему пришлось столкнуться.

И тогда, возможно и ваш ребенок, повзрослев, сможет сказать, что несмотря на возможное сохранение некоторых различий в физическом и соматическом развитии и состоянии здоровья, качество его жизни не отличается от качества жизни сверстников.

Лазарева Елена Михайловна,

психолог, специалист ранней помощи