Skip to main content

Подписывайтесь

Хабаровск – город воинской славы

История присвоения почетного звания “Город воинской славы”

Хабаровск – город (с 1880 года) в России, административный центр Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа РФ. Крупный экономический и культурный центр Дальнего Востока России.

В первые же дни войны записалось добровольцами и ушли на фронт более 25 тыс. человек. А их места на производстве заняли женщины, подростки и старики.

Война в Европе завершилась в 1945 году капитуляцией гитлеровской Германии. Но на Дальнем Востоке оставалась опасность вторжения японских войск. Поэтому руководством было принято решение напасть первыми. Уже после 24 дней боев сопротивление японских войск было сломлено. И в сентябре 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Затем в Хабаровске с 25 по 31 декабря 1949 года проходил судебный процесс по делу бывших военнослужащих Квантунской армии во главе с генералом Ямагата, обвиняемых в разработке и применении бактериологического оружия. Перед судом предстало 12 человек, среди них 5 генералов.

Но даже в сложные годы войны город не стоял на месте. Наряду с новыми заводами в городе строились и общественные сооружения. В апреле 1944 года было принято решение об открытии в Хабаровске детского парка культуры и отдыха, а так же строительного техникума. А в следующем году был организован краевой драматический театр. В сентябре 1943 года открыло свои двери отделение народов Севера при Хабаровском педагогическом училище.

Эти страшные годы Хабаровск и его жители выстояли с честью. И память о тех временах никогда не уйдет. Подвиги хабаровчан в труде и боях увековечены в памятниках, которые сейчас можно увидеть по всему городу.

Город в годы ВОВ

Хабаровский край в годы Великой Отечественной войны являлся тыловым районом страны. Значение Хабаровского края прежде всего заключалось в том, что уже с 1941 г. он поставлял для фронта оборонную продукцию, боеприпасы и вооружение. Для этого потребовалось мобилизовать внутренние резервы народного хозяйства края и огромные сырьевые богатства всего Дальнего Востока, перевести почти все предприятия Хабаровского края на выпуск продукции военного назначения.

Промышленность края впервые освоила производство авиабомб, снарядов, мин, минометов. Хабаровский завод “Дальэнергомаш” в августе 1941 г. приступил к производству стержней, необходимых для изготовления мин. На заводе отливались корпуса для мин и гранат, детали для танков. С 1942 г. завод перешёл исключительно на ремонт танков. Продолжали строиться боевые корабли, ремонтировалась военная техника. Так, с 5 августа 1941 г. Хабаровский завод им. Молотова (“Дальдизель”) начал изготавливать боеприпасы (мины и авиабомбы) и производить ремонт и изготовление артиллерийских систем.

Авиационный завод в г. Комсомольске-на-Амуре (КНААПО им. Ю. Гагарина) стал основным поставщиком дальнего бомбардировщика и торпедоносца ИЛ-4. Завод первым в крае среди промышленных предприятий в июле 1942 г. награжден орденом Ленина. Значительно увеличилось в крае производство морских и речных кораблей. Судостроительный завод г. Комсомольска-на-Амуре строил корабли и подводные лодки, производил корпуса авиационных бомб, артиллерийских снарядов. В 1945 году за выполнение заданий Государственного Комитета Обороны завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Хабаровский завод им. Кирова вел сборку тяжелых мониторов, выпускал зажигательные авиабомбы, морские мины, производил ремонт и модернизацию кораблей Краснознаменной Амурской военной речной флотилии. Всего же в крае в годы войны выпускалось свыше 50 наименований вооружения и боеприпасов, что позволило помогать снабжению не только действующим войскам на западе, но и частям Дальневосточного фронта. Переводились на производство военной продукции и предприятия легкой промышленности.

Например, швейные фабрики г. Хабаровска и г. Биробиджана перешли на изготовление обмундирования для Красной Армии. Кроме того, на Биробиджанской швейной фабрике был налажен выпуск парашютов для действующей армии. В годы войны Дальний Восток и в, частности, Хабаровский край являлся основным поставщиком рыбы и морепродуктов для армии и населения страны, давшим миллионы центнеров рыбы и продуктов ее переработки. За годы войны в крае построено 6 рыбоконсервных заводов. Всего в Хабаровском крае работало 79 рыбокомбинатов и крупных рыбозаводов, 177 приемных баз, 197 рыболовецких колхозов.

Создание новых промышленных предприятий в регионе позволило прекратить завоз из центра страны значительного количества готовых изделий, полуфабрикатов и т.д. Промышленные предприятия увеличивали выпуск продукции за счет мобилизации внутренних резервов, экономии материалов, топлива. За тысячи километров от Дальнего Востока находилась передовая. Но и в тылу, на заводах и фабриках, был тоже фронт – трудовой. Производственная программа резко возросла – фронту нужны были вооружение, боевая техника. Ушедших на фронт заменили подростки, ставшие основной рабочей силой. Порою сутками не уходили с завода, недоедая, недосыпая, но выполняя срочные фронтовые задания.

Увековечивание памяти (Основные памятники и монументы, связанные с ВОВ)

  • Мемориал памяти павших в годы Великой Отечественной войны хабаровчан (фамилии 47 тысяч человек).
  • Стела “Город воинской славы”.
  • Мемориал рабочим завода им. Кирова, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
  • Памятник “Танк Т-34”, установленный “в ознаменование трудового героизма коллектива завода “Энергомаш” в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и боевых заслуг танкистов-дальневосточников в борьбе за свободу и независимость нашей Родины”.
  • Памятник жертвам фашистских лагерей.
  • Бронекатер БК-302.
  • Памятник морякам-амурцам, героям Великой Отечественной войны.
  • Обелиск рабочим завода “Дальдизель”, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
  • Памятник лётчикам-дальневосточникам, погибшим в Великой Отечественной войне и в локальных военных конфликтах.

Заслуги города в военной истории России

Военная история Хабаровска неразрывно связана с судьбой страны. В годы гражданской войны и иностранной интервенции Хабаровск являлся прифронтовым городом, центром боевых действий и народно-освободительной борьбы за свободу и независимость. В годы Великой Отечественной войны в ряды действующей армии были призваны около 90 тысяч жителей города. В целом на западный фронт, против войск фашистской Германии, были направлены 22 дивизии, 19 бригад и авиационных частей. Тысячи хабаровчан были награждены орденами и медалями, 42 человека стали Героями Советского Союза. 28 дальневосточных соединений и частей, наиболее отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были удостоены почетных наименований и наград. Гвардейскими стали 14 дивизий, три бригады, два авиационных полка.

Значителен воинский вклад хабаровских соединений и частей в разгром милитаристской Японии в августе – сентябре 1945 года и победоносное завершение Второй мировой войны. Воинская храбрость и отвага тысяч хабаровчан на Дальневосточном фронте отмечена боевыми наградами. В годы Великой Отечественной войны хабаровчане с честью выдержали суровый экзамен: в кратчайшие сроки промышленность и транспорт были переведены на военный лад и обеспечивали растущие нужды фронта. На предприятиях города выпускалось более 50 наименований оборонной продукции.

Наиболее значимые военные события, связанные с городом

В годы Великой Отечественной войны Хабаровск находился в глубоком тылу, и никаких сражений здесь не было. Однако всем известно, что Хабаровск был прифронтовым городом и вклад хабаровчан в Победу весьма существенен.

Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения

Весной 1942 года на территории Хабаровского края была сформирована 205-я стрелковая дивизия, в которой значительное количество воинов были хабаровчанами. В июле 1942 года 205-я стрелковая дивизия прибыла в Сталинград и заняла оборону в излучине Дона, где ближе всего расстояние до Волги. В соответствии с приказом Наркома обороны №227 “Ни шагу назад” от 28 июля 1942 года дальневосточники стояли насмерть, отражая атаки немецких танков и пехоты, при поддержке авиации. Бои длились меньше месяца, и вся дивизия была уничтожена немцами. Из окружения вышло из двенадцати тысяч всего триста человек. Долгое время о 205-й стрелковой дивизии молчали, так как во время боёв было утрачено знамя. Но всё-таки вспомнили о ней накануне 60-летия Победы.

Заслуги тыла города

Великий подвиг в годы войны совершили труженики тыла города Хабаровска. С началом войны промышленность перешла на выпуск военной продукции. Двадцать промышленных предприятий выпускали боеприпасы, мины, бомбы:

  • на заводе № 106 имени Молотова (“Дальдизель”) изготовляли противотанковые орудия и миномёты;
  • автобронетанковый ремонтный завод №105 имени Кагановича (“Энергомаш”) ремонтировал танки, бронемашины;
  • завод имени Кирова строил и ремонтировал боевые корабли. В годы войны завод передал Северной Тихоокеанской флотилии три тяжёлых монитора “Хасан”, “Сиваш” и “Перекоп”, а также серию малых охотников за подводными лодками;
  • завод НКО №3 (“Промсвязь”) делал радиоаппаратуру;
  • нефтеперегонный завод имени Орджоникидзе снабжал армию, авиацию и флот топливом, а спиртзавод отправлял цистернами спирт и водку для действующей армии;
  • завод имени Горького ремонтировал самолёты и изготовлял детали для Комсомольского-на-Амуре авиазавода.

Речной и железнодорожный транспорт обеспечивали перевозку военных грузов. За годы войны через порты Дальнего Востока было доставлено 47% “ленд-лиза” от общего количества. Из Николаевска-на-Амуре “ленд-лизовские” грузы до ближайших железнодорожных станций (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск) доставляли суда Амурского речного пароходства, а далее по железной дороге через Хабаровск на запад перевозки осуществляли поездами ДВЖД.

Лётчики Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота перегоняли самолёты с Аляски через Сибирь на фронт. Это тоже подвиг и значительный вклад в общую победу.

Рыбаки, труженики сельского хозяйства делали всё для фронта, всё для победы. Хабаровчане ежемесячно отчисляли в фонд обороны однодневные, двухдневные и трёхдневные заработки. В Фонд обороны поступало много наличных денег, облигаций государственных займов, продовольствия, одежды и ценных вещей – золота, серебра и так далее. Школьники собирали металлолом на строительство кораблей, комсомольцы – деньги на производство танков и самолётов. Хабаровск по сдаче средств в Фонд обороны занимал третье место в стране после Москвы и Ленинграда.

Воинские части и соединения, сформированные из населения города

  • 78-я стрелковая (9-я гвардейская) дивизия;
  • 422-я стрелковая (81-я гвардейская) дивизия;
  • 102-я Дальневосточная (Новгород-Северская, ордена Ленина, ордена Суворова Краснознамённая) стрелковая дивизия;
  • 21-я Пермская Краснознамённая стрелковая дивизия;
  • 26-я Златоустовская Краснознамённая стрелковая дивизия;
  • 32-я Саратовская Краснознамённая стрелковая дивизия;
  • 60-я танковая дивизия;
  • 87-я стрелковая дивизия;
  • 92-я стрелковая дивизия;
  • 96-я стрелковая дивизия (68-я гвардейская);
  • 98-я стрелковая (86-я гвардейская) стрелковая дивизия;
  • 107-я мотострелковая (2-я гвардейская мотострелковая (49-я гвардейская стрелковая)) дивизия;
  • 112-я танковая (44-я гвардейская танковая бригада) дивизия;
  • 204-я стрелковая (78-я гвардейская) дивизия;
  • 239-я стрелковая дивизия;
  • 413-я стрелковая дивизия;
  • 415-я стрелковая дивизия.

Выдающиеся исторические личности России (уроженцы города)

  • Андерсен Ларисса – русская поэтесса и танцовщица.
  • Бодров Сергей – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
  • Гладков Григорий – автор музыки к популярным теле- и радиопередачам, мультфильмам, спектаклям, документальным и художественным фильмам.

Визитная карточка города

Визитной карточкой Хабаровска является крупнейший трехкилометровый Амурский мост, главной составляющей Транссибирской магистрали. Совмещённый мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.

Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 “Амур” Чита – Хабаровск. Длина совмёщенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м.